С развитием строительства подъем, и перемещение, грузов стали одними из важнейших задач. Так трудозатраты на выполнение такелажных работ способны конкурировать с трудозатратами на остальные строительно-монтажные работы.
Башенные весьма конструктивное и наиболее рациональное решение задачи транспортировки грузов в пределах одной строительной площадки, которая может включать в себя целый комплекс многоэтажных зданий.
В строительстве различают несколько видов башенных кранов:1. Общего назначения2. Телескопический3. Для гидротехнического строительства4. ПриставнойДля выполнения операций подъема и перемещения грузов краны оборудуются характерными механизмами: лебедками, блоками и, конечно, полиспастами.
Башня обычного крана, в основном, имеет телескопическую конструкцию. Башни различают двух типов: поворотные и неповоротные. Грузоподъемность кранов с неповоротной башней на порядки выше аналогичной характеристики у кранов с поворотной башней. Но последние, безусловно практичнее.
Башенные краны, в большинстве своем, изготавливаются и транспортируются отдельными деталями, которые позволяют легко монтировать, демонтировать и транспортировать оборудование с одного объекта на другой.
Рабочая стрела крана представлена молотовидной или подвесной конструкцией. Конструктивная схема стрелы предусматривает балочно-подьемную или шарнирно-соединенную систему. Выполняется стрела из уголков, труб или гнутого профиля. Для удобства транспортировки и монтажа стрелы изготавливают блоками.
Балочные стрелы представлены металлическими конструкциями, включающими в себя 2-а пояса, по нижней части стрелы перемещается тележка. Стрелы могут монтироваться наклонными (подьемные стрелы) или горизонтальными. Фундаментальное различие в том, что при горизонтальной стреле ее вылет изменяется путем перемещения тележки, а в наклонной стреле тележка, чаше всего, жестко закреплена на конце стрелы и вылет стрелы меняется с углом самой стрелы.
Шарнирно-сочлененная стрели является конструкцией, состоящей из двух частей: головной и основной. На таких стрелах располагается 2-е крюковые подвески. Вылет таких стрел может меняться как при подьеме всей стрелы, так и при перемещении тележки вдоль стрелы.
Стоит отметить, что кроме стационарных башенных кранов, устанавливаемых на рельсах, существуют краны автомобильные, гусеничные и т.п. Но, в основном, такие краны транспортируют на грузовиках, буксирах или поездах, до объекта.